pic

Наш друг - журнал "ЛюБимый Жук"

Халтурина Галина Павловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ гимназия №2 г. Екатеринбург

 

 

«Все новое – это хорошо забытое старое», – гласит народная мудрость. Но так ли это? Ведь в это «старое» приходится добавлять новые элементы, новые штрихи, новые оттенки. Вот и я вроде бы и раньше сотрудничала с периодическими изданиями, но этот год дал новый виток в развитии моих учеников и меня, конечно. С принятием ФГОС пришлось искать новые пути к развитию мышления, коммуникативности, толерантности. Хотелось научить детей способности принимать решения и нести ответственность, работать на стыке различных предметных областей, ориентироваться в информационных потоках, уметь оформлять и предъявлять результат. На помощь мне пришел городской социально-педагогический журнал для всей семьи «ЛюБимый Жук», который отметил уже свое 8-летие.

Подросшим ученикам, второклассникам, по моей просьбе родители выписали этот журнал каждому ребенку. Родителей убеждать не пришлось, они-то знают, что если учитель просит, значит, это нужно, а как быть с детьми? Я принесла им прошлогодние журналы. Полистав, дети, в первую очередь, заинтересовались жуком на обложке. Пожалуй, это и был первый шаг к принятию журнала. Уже на перемене дети попытались придумать своего жука по эскизам, многие принесли на следующий день стопку Жуков: и зеленых, и красных, и даже семейство жуков. Недолго думая, я отправила их рисунки в редакцию журнала, и через месяц уже первая встреча с ним!

Радости детей не было предела, они подбегали ко мне, показывали каждый своего Жука, даже не предполагая, что именно я их туда и отправила, пролистали от корки до корки и наткнулись на мою заметку. Прочитали, приятно удивились, увидев в заметке фамилии одноклассников. Я спросила у ребят: «А вы хотите увидеть в журнале не только мои статьи, но и свои?» Захотели, конечно, почти все, но ведь у каждого номера журнала есть тема, несколько рубрик, поэтому, сначала нужно было определиться, что интересно именно нам.

Поразмышляли вместе и остановились на статье старшего научного сотрудника Института физики металлов УрО РАН, доцента Уральского федерального университета, кандидата физико-математических наук Елены Ильиничны Ануфриевой «Сила мысли». Ребятам стало интересно, как мысли могут влиять на нашу жизнь, что такое « аура»? Свои размышления на эту тему они написали, и я отправила их в редакцию журнала. Долгими показались два месяца ожидания выхода следующего номера журнала, и вот он у них в руках!

Каждый раз 28 журналов приносит в класс сама редактор. Дети, затаив дыхание, ждут долгожданный номер. И вот в классе наступает «мертвая тишина», только шелест глянцевых страниц нарушает эту идиллию. Я же, как ребенок, тоже глотаю страницу за страницей, вдыхаю аромат свежей типографской краски. С восхищением дети перечитывают свои заметки, отзывы на статью «Сила мысли», и к своему удивлению и радости находят приглашение на встречу с автором статьи.

Не откладывая, мы едем на экскурсию в институт физики металлов на встречу с автором статьи. На ней Ануфриева Елена Ильинична разъяснила детям, что «аура» в переводе означает – дуновение, ветерок. По сути, аура человека и биополе человека – это одно и то же. После встречи с Еленой Ильиничной ребята поняли, что мысли могут менять нашу жизнь, да так, что мы даже и не подозреваем об этом. Поэтому к своим размышлениям надо относиться с осторожностью и уважением. Улыбка лектора и манера разговора оставила неизгладимое впечатление не только у детей, но и взрослых, которые с удовольствием пошли на экскурсию вместе с нами. А потом Вера Башкова написала открытое письмо-благодарность за эту экскурсию в журнал.

Так завязалась наша дружба с новыми интересными людьми города, с журналом, в котором каждая статья, каждый раздел понятен ребенку и интересен. На переменках теперь мы с ребятами обсуждаем проблемы, затронутые в журнале: «Моя внутренняя сила», «Мышление и характер», «Как развивать свой мозг?», «Как школьная форма повлияет на учебный процесс и развитие ребенка?» Дети в такие минуты воспринимают меня не только как педагога, но и как друга, помощника и наставника.

Вы скажете, ну, и где тут новаторство? Да здесь, в этой жизни, в которой периодический журнал гармонично дополнил нашу школьную программу, расширил знания детей более важными, может быть, для них, сведениями о культуре и добре, о детских увлечениях, о здоровье.

О чем только теперь не писали дети в журнал! Но как всегда первый читатель их заметок – я. Я и первый помощник, и первый критик, и образец для подражания. И в каждом номере есть моя заметка или статья: какую роль играют отцы в жизни ребенка; как стать хорошим оратором; совет, как провести интересный классный час, или что такое толерантность?

Журнал «ЛюБимый Жук» стал надежным другом в мире обучения и детям, и учителю, и родителям.

А как интересно было принимать участие в конкурсах журнала! И «Таинственный мир кошки» ко Дню Защиты детей, и областной конкурс детского творчества «С чего начинается Родина» совместно с Уральским отделением Международной Лиги защиты Культуры, который прошел в Екатеринбурге в апреле 2013 года.

Мои ученики показали, что они способны побороться во многих номинациях: творческих проектах, рисунках, фотоработах. Из 300 представленных на конкурс работ (от 7 до 18 лет) работы моих учеников оказались в победителях. Казалось бы, как 11 участников-второклассников из одного класса все станут победителями? Оказалось, могут, а все потому, что каждую работу мы просматривали, корректировали не раз, оттачивали каждое слово, каждую деталь. Дети знают, если хочешь оказаться в лидерах – делай работу качественно, не для галочки, работа должна отличаться индивидуальностью, неповторимостью. Добиться этого не просто, но в содружестве родителей, детей и учителя, как правило, все получается!

В это время другая группа моих второклассников усиленно готовилась к защите своих проектов на международный форум.

В апреле 2013 года в Екатеринбурге при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области прошел Международный форум «Культура и экология – основы устойчивого развития России» с интеграцией опыта европейских стран. Форум прошел в Уральском федеральном университете, сюда же впервые пригласили учеников для работы в детской секции, организатором которой стал наш журнал «ЛюБимый Жук». Читатели журнала стали участниками столь значимого события, посвященного Дню Культуры, который отмечается во всем мире.

Три месяца вместе с родителями и детьми мы обсуждали проблемы нашего города, искали наиболее интересный материал, основанный на жизненном опыте ребенка и понятный ему. Выбор был сделан с учетом возможностей и желаний детей. Карманова Лиза решила выяснить «Что делать с бездомными животными». Изучив эту тему, у девочки появилось желание обсудить ее с друзьями и одноклассниками и принять участие в жизни бездомных животных. Гайдук Роман попытался найти ответ на вопрос «В Екатеринбурге плохая экологическая ситуация. Как это можно исправить?» Дьяконова Юля разбиралась с проблемой «Что общего между культурой и экологией?», а Савченкова Дана объяснила участникам форума, почему хочет «дышать чистым воздухом и пить чистую воду…»

Среди 58 выступающих детей разного возраста мои ученики-второклассники поразили всех слушателей не только глубиной раскрытия проблемы, но и эмоциональностью выступления. Каждое слово, сказанное моими учениками, было убедительно. Мимика и жесты дополнили их выступления, поэтому в это время стояла полная тишина, прерывающаяся иногда громкими аплодисментами слушателей. Ануфриев Валерий Павлович, доктор экономических наук, профессор УрФО отметил: «Какие замечательные искренние детские доклады, превосходящие даже взрослые работы!»

Здесь же дети заслуженно получили грамоты и дипломы международного форума, я – благодарственное письмо за подготовку детей к нему. В качестве награды за отличную работу на форуме издатель городского социально-психологического журнала «ЛюБимый Жук» Ирина Евгеньевна Черкасова предложила напечатать фотографию моих учеников на обложке журнала №3(30).

И вот – журнал в руках! На обложке – четверо моих учеников. На страницах журнала – отрывки из их докладов на Международном Форуме и интервью с ними, как им удалось поразить всех слушателей на форуме. Вот и моя статья «Как стать хорошим оратором». В ней я поделилась правилами, которые помогают достичь успеха, познакомила с циклом упражнений для выработки носового дыхания и вибрационного массажа. Говорить громко и артистично они два года учились у меня, кто, как не первый учитель, является образцом и примером для подражания? А еще теперь у каждого из нас есть сборник материалов Международного форума 2013 года, в котором 392 страницы, и среди статей преподавателей и ученых – все детские работы моих учеников-второклассников.

Прошел месяц, и 15 мая 2013 года в Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии совместно с городским социально-психологическим журналом для всей семьи «ЛюБимый Жук» на II городском театрально-образовательном проекте «Счастливые дети» моим ученикам были вручены грамоты, а мне – очередная благодарность отдела специальных проектов губернатора Свердловской области.

Здесь же мне вручили диплом победителя и кубок от журнала «Любимый Жук» в номинации «Учитель-лидер 2013 года» за высокую организацию воспитательного процесса и вклад в развитие духовно-нравственного потенциала детей.

Я еще раз убедилась, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования я и стараюсь создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Даже не награды и признание городом моей работы, а высказывания родителей в конце учебного года: « Какая интересная жизнь в школе у наших детей! Они всегда в гуще событий города! Благодаря Вам, Галина Павловна, они активны и жизнерадостны! Вы для них образец активности!» меня волнуют больше и окрыляют на дальнейший поиск новых идей и новых планов.

Я нашла принципиально новую форму учебно-воспитательной деятельности – педагогическую технологию сотрудничества с периодическим изданием «ЛюБимый Жук»!