Мы предлагаем


наши партнеры


pic

УСПЕШНЫЙ БИЗНЕСМЕН – ЭТО ТОТ, КТО НАШЕЛ СВОЕ ДЕЛО! Учительская газета об образовательном проекте «Международная Школа Бизнеса для детей – ЛюБимый Жук»

УСПЕШНЫЙ БИЗНЕСМЕН – ЭТО ТОТ, КТО НАШЕЛ СВОЕ ДЕЛО!


Учительская газета об образовательном проекте «Международная Школа Бизнеса для детей – ЛюБимый Жук»

 

Мой ЛюБимый Жук

 

…Лето было посвящено коммуникации. Ну это взрослые так говорили, а я подруге объяснила: мы занимались дружбой. Разбирали, что за качество такое. Я узнала слово «нетворкинг»: как с помощью друзей решить любую проблему. К концу смены каждая команда создала бизнес-игру. Родители тоже с увлечением играли, и вовсе даже не обыгрывали нас. В «ЛюБимый Жук» мы приходили утром – и до вечера, до шести. Одна девочка из малышат, когда начался учебный год, чуть не расплакалась, узнав, что теперь занятия лишь раз в неделю. Что такое «ЛюБимый Жук»? Не может быть, что ты не знаешь. В Екатеринбурге все знают. Бизнес-школа, или школа лидерства: я вырасту и обязательно стану лидером в своем деле. А еще это журнал, в который мы сами пишем статьи и рисуем комиксы. Нет, это не про жуков! Про психологию!

Бизнес – это азарт 

Уникальный проект «ЛюБимый Жук» действует в Екатеринбурге вот уже 13 лет. В нем все необычно, креативно и эффективно, начиная с названия. ЛюБимый Жук – это божья коровка. Какой ребёнок не пел ей песенку, посадив на палец? Знак природы, солнца, радости, позитивно воспринимаемый детьми. «ЛюБимый Жук» – символ с богатым понятийным смыслом, ясный, внятный и в то же время с внутренней загадкой, интригой, вызывает эмоции и заставляет соображать: о чём речь? О воспитании. О формировании очень важных качеств характера. Ведь ЖУК – еще и аббревиатура, расшифровывается как Жить, Учиться, Креативить. А можно растолковать по-другому: Жить Умной Командой.

Пять лет назад проект, основным содержанием которого поначалу было издание психологического журнала для детей и взрослых, принципиально трансформировался и вырос в Международную Школу Бизнеса. И здесь нужно «пройтись по понятиям». Если кто-то считает, что бизнес – нечто сухое, серьезное и жесткое, такие стереотипы будут разрушены. Бизнес – это азарт, яркая идея и красивое исполнение, у него солнечные цвета: желтый, оранжевый, красный. И вообще по-русски «бизнес» это «дело». А лидер – тот, кто свое дело осуществляет лучше других. Каждый может стать лидером там, где он талантлив. Смысл системы бизнес-образования не научить детей зарабатывать деньги (хотя и такой результат приветствуется!), но, прежде всего, отыскать свой талант и понять, каким путём его реализовать.

Дети могут войти в дружную команду «ЛюБимого Жука» в четыре года и остаться до шестнадцати лет. Для каждого возраста разработаны отдельные программы. Год за годом юные лидеры поднимаются по ступенькам-классам.

Малыши изучают психологические процессы – внимание, мышление, память, восприятие, ощущение, воображение – через игры, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, общение с преподавателями. Шестилетки узнают о том, что есть лидерство, разбирают вопросы мотивации и двигаются уже к смыслу жизни! Они выбирают себе ответственное дело. Например, команда решила: «Мы будем сами мыть дома полы». Разбирают процесс «по косточкам»: начало, выполнение, результат; создают себе мотивацию, сознательно относятся к каждому этапу. Четко знают: бросить нельзя, значит, надо управлять желаниями и настроением!

Лет в двенадцать наступает период собственного проекта. К этому времени ребята в основном определяются, что им нравится, что получается и чем хочется заниматься. Детский интерес может вырасти в дело жизни. Яна Малинкина с одиннадцати лет увлеклась созданием комиксов для журнала «ЛюБимый Жук». Сейчас ей пятнадцать, она заканчивает художественную школу и четко знает, что пойдет по линии мультипликации.

Сегодня «ЛюБимый Жук» – это светлое нарядное помещение в центре Екатеринбурга, где по расписанию проводятся занятия для ста и более юных лидеров, а божьих коровок можно встретить в самых разных обличиях: вязаных, кожаных, нарисованных, многие из них сделаны руками детей. Это каникулярные тематические смены, в том числе выездные. Крупные городские мероприятия. Тесное взаимодействие со школами, вузами, библиотеками. Это 14 лицензированных образовательных программ.

В Школе Бизнеса сейчас преподают известные педагоги, люди с опытом успешного ведения бизнеса. Но «ЛюБимый Жук» – это авторский проект, у него есть инициатор, создатель, вдохновитель – детский и социальный психолог Ирина Черкасова. Как знаковые события сложились в пазл её личного Дела жизни?

Пазл судьбы 

Ирина Евгеньевна улыбается – впрочем, она почти всегда улыбается!

- Смотрю назад и вижу такую сцену. День рождения, мне пять лет. В садике была традиция: именинник проходит вдоль ребячьего строя, и все его поздравляют. И вот я иду, волнуюсь, радуюсь, на мне яркое нарядное платье, красное в горошек, платье божьей коровки! И всегда, везде эти милые жучки меня находили, садились на руки, на одежду…

А если серьёзно, мне повезло с раннего детства. Воспитательница Алевтина Александровна умела в маленьком человечке, каждом из нас, увидеть то, что из него получится. Я никогда не засыпала во время тихого часа, и Алевтина Александровна, поняв, что бесполезно мучить упреками, предложила: как только все заснут, ты выходи, будем цветы поливать, порядок в игрушках наводить. Я почувствовала ответственность: значит, мне надо как можно скорее всех уложить, чтобы заняться важным делом. Читала детям, рассказывала сказки. Воспитательница могла оставить меня с ребятами и в активную часть дня. Я для каждого что-нибудь придумывала: у тебя, Саша, хорошо получается машинки собирать, а Галя пусть кукол покормит. Воспитательница, вернувшись, видела: в группе порядок, все при деле.

В одиннадцатилетнем возрасте Ирина точно знала, что будет психологом. Во время учебы в Гуманитарном университете устроилась работать сразу в школу. С двадцати лет начала консультировать: взрослые люди удивлялись её мудрости, а так как результаты появлялись через пару сеансов, очередь записывалась за три месяца вперед. Уже тогда Черкасова опиралась на такие понятия, как система предназначения, понимание своего таланта. Начала выступать на большие аудитории с авторскими мастер-классами.

- В какой-то момент стало очевидно: наблюдается острый дефицит важнейших знаний о жизни, люди не способны найти ответы на элементарные вопросы. Говорят, яйца курицу не учат. Ещё как учат! Ребёнок превосходно обучает родителей. Замечательно, когда они учатся вместе. Так, постепенно, появилась идея просветительского журнала.

Журнал стал и инструментом решения психологических проблем. Ирина Евгеньевна полагает, что выйти из сложной психологической ситуации можно через увлечения. Девочка Соня интересовалась лошадьми и знала о них буквально всё. В одном из первых номеров журнала «ЛюБимый Жук» появился её фоторепортаж и статья на неожиданную тему «Почему у лошадей глаза грустные». Когда ребёнок сочиняет, что-то придумывает, включается творческий механизм, который помогает избавиться от комплексов. Если же он ещё и видит результаты своего труда, возрастает уверенность и самооценка.

Мне запомнился журнал, на обложке которого девочка обнимает большую красивую собаку. За фотографией стояла целая история победы над страхом. Маленькую Наташу покусала бродячая собака; теперь даже от слабого гавкания девочка впадала в истерику. Родители обратились к психологу. После проведения необходимой терапевтической работы было принято совместное решение: нужен практический опыт. Ребёнок тогда справится со страхом, когда подружится с реальной собакой.

- У нас жил шикарный пёс Ретт, английский мастифф весом под90 килограмм, аристократ, увалень с большой любовью к детям. Я объяснила ему ситуацию, он понял. Сидел в одном конце комнаты, Наташа в противоположном, и оба медленно, шаг за шагом приближались друг к другу. Умный Ретт не форсировал события, и лишь когда девочка совсем успокоилась, мягко прижался к её ноге. Наташа торжествовала! Если правильно выстроить стратегию, можно решить любую задачу.

Десять лет журнал тесно контактировал со школами Екатеринбурга. Ирина Евгеньевна проводила в школах занятия по тематике очередного номера (например, мотивация достижений, развитие эмоционального интеллекта). Затем ученики под руководством энтузиастов учителей писали заметки, фиксировали впечатления. Собиралось огромное количество детских работ, из них составлялись статьи, кроссворды, головоломки. У Черкасовой появились помощники, такие надежные, как Диляра Дамировна Абдуллина, тоже психолог по образованию. Журнал стал очень популярен, очередного номера ждали с нетерпением и дети, и родители.

И вот – новый виток истории. «Запрос пошел от самих детей, мне ничего придумывать не пришлось». Во время школьных встреч всё чаще звучали вопросы: «что такое предприимчивость?», «как создать своё дело?», «можно ли развить лидерские качества?». Конечно, можно. С этой целью при «ЛюБимом Жуке» была создана Школа Бизнеса, а в журнале стартовала серия «Юный бизнесмен». «Семь секретов миллионера» – это не про деньги, а про личностные качества: целеполагание, планирование, ответственность, коммуникация, сотрудничество, самосовершенствование, и лишь потом – финансовое чутьё.

Кто же учится в Школе Бизнеса? Ирина Евгеньевна не скрывает: желающих много, но берут не всех.

- Собеседование с родителями я провожу сама, нужно понять цели, задачи семьи. Чтобы ребёнок дома оказался не в пустоте, а в атмосфере интереса и понимания со стороны близких. Детки у нас одарённые, умницы и умники. Некоторым родителям приходится советовать: сейчас вам лучше потратить время и деньги на песочную терапию, например, наша школа пока не будет для вас эффективна. Или папа-бизнесмен спохватывается, что некому передать дело, а сынуля уже привык лежать на диване. У нас же работать надо, «нехочухи» не выдерживают.

А вот другой случай. Приходит молодой человек, напоминает: «Когда я был подростком, вы помогли мне определиться в жизни. Я стоматолог, доволен своей работой». И приводит к нам своего малыша…

Смысл бизнеса – это удовлетворение людей через собственные идеи, труд – дело. Каждый человек, который нашел свой талант и путь, по сути, успешный бизнесмен.

Проект вызывает большой интерес, в формате интеллектуальной франшизы он начал воспроизводиться в разных городах России.

 

Учительская газета, ноябрь, 2018г.

Автор публикации – Марина Романова (журналист)